Теория трансцендентального (метафизического)
права: актуальность и необходимость


“Догма права”: новые горизонты разрешения

     В теории государства и права и философии права основным краеугольным камнем (как известно) является “догма права”. Ныне общепринято считать, что , если во всех сферах жизни социума понятие “догма” имеет сугубо отрицательный смысл (“догматик”, “догматические взгляды”, “догматизм”), то в юридическом аспекте этот термин вполне нормален и “добропорядочен”. К такому умозаключению приходят потому, что выражение “догма права” в юридической области означает: объективное право, существующее в данном обществе в данный момент, - это “то, что есть”, строго определенная реальность - “данность и неизменность”. То есть действующее право независимо от нашего отношения к нему..., в каждый данный момент времени право нужно понимать и не применять таким каково оно есть в действующих законах, иных источниках права, иначе,нужно сразу же заметить, что ни о каких законности и правопорядке... не можетбыть и речи”* Это мнение, однако, вызывает сомнение в его правильности.
     Современная общепринятая концепция видит в праве лишь “систему общеобязательных социальных норм”, а также отношений, закрепляемых государством с помощью этих норм и охраняемых им. Помимо этого требуется отграничение правовых норм от норм морали, религии, обычая и т.д. и, как говорилось выше, их дегматизация. Налицо явные противоречия: человек (посредством законодательной воли государства) создает себе право, но одновременно с этим он должен относиться к праву как “данности”, объективному явлению, не зависящему от человеческого сознания. Существует множество более или менее удачных оговорок, объясняющих правильность этого, однако, если пользоваться строго логическим методом  то ситуация остается парадоксальной. Даже если согласиться с утверждением, что мы (общество - государство)  выступаем и как правотворческий субъект (творящий нормы в соответствии со своей волей) и как субъект, подчиненный правотворчествау самого себя (и поэтому не имеющий возможности своей волей менять правовые нормы), то с последующим фактом смириться нельзя вовсе. Если право - это объективная реальность, то каким образом его можно нарушить? Ведь не менее объективный физический закон тяготения мы не можем игнорировать при всем своем желании. И это второй парадокс. Думается, что причина таких противоречивых утверждений кроется в построении нами однобокого идеалистического взгляда на феномен права. Теория трансцендентального права предлагает следующее разрешение двух вышеуказанных и многих других парадоксов, порожденных неверным подходом современной цивилизации к пониманию права. Но прежде всего, перечислим основные недостатки ныне общепринятой правовой концепции: а) утверждается, что право создает исключительно сам человек (и даже не все общество, а уполномоченный на это узкий круг лиц);  б) принимается во внимание и абсолютизируется лишь “позитивный” аспект права. 
     В результате объективного взгляда с таких позиций получаем:

  1. право не есть строго определенная реальность, “данность и неизменность”;
  2. действующее право зависит от нашего от нашего отношения к нему (его нарушают);
  3. право в каждый данный момент времени не понимается и не применяется таким, каково оно есть в законах (ибо человек несовершенен):
  4. и как следствие из трех вышеуказанных пунктов нет ни законности, ни правопорядка ( с этим выводом, мыслится, согласятся все). В данном  случае право не догма.
     Поэтому выдвигаемая теория трансцендентального (метафизического) права говорит об ином. Во-первых, социум никогда и не при каких условиях не создает своих собственных правовых норм. Общество лишь постигает нормы метафизического права (и прежде всего свой внутривидовый план). Это объясняется тем, что все правовые нормы возникают не по прихоти “разумной сущности, а в силу осознанной ей необходимости (то есть по объективным причинам). С видоизменением окружающей объективной реальности, члены социума осознают, что видоизменяется и их право. Наиболее ярко такие метаморфозы правосознания иллюстрирует (несмотря на ряд слабых мест) марксистский формационный подход. С первобытнообщинного строя и по настоящее время человечество переосмысливало и продолжает переостысливать свои взгляды на право. При этом “высшие”, основополагающие уровни последнего неизменны, более “мелкие” находятся в постоянном движении, видоизменяются. При изменении подплапнов трансцендентального права общество зхамечает, что прежние нормы осознанного им  права “устарели” - не соответствуют в данный момент объективной реальности. Поэтому сразу же начинаются попытки по “внедрению на бумагу” правил, соответствующих новой фазе действительности. Еще одним доказательством того, что не общество - государство создает правовые нормы, а лишь закрепляет им осознанные, является тот факт, что право, создаваемое человеком” всегда отстает от объективных потребностей социума в каждый данный момент времени. Это объясняется тем, что на процесс познания и осознания новых норм видоизменившейся трансцендентально-правовой действительности всегда требуется время. Когда процесс такого познания “затягивается” происходят революции, путчи, восстания и т.д. Во-вторых, метафизическое право всегда проявляется в двух аспектах. Это, условно говоря, “позитивный” и “негативный”, с точки зрения познающего субъекта, подпланы единого трансцендентального права. Право, “создаваемое человеком” стремится “закрепить” лишь “позитивный” подплан природного законодательства. Поэтому современные теоретики не могут объяснить, почему, если правовые нормы есть догма объективной реальности, то они нарушаются. Хотя с другой стороны, как указывает К.С.Ожегов в своем “Словаре русского языка”: “Догма - это положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах”. Следовательно ученые-юристы, попирая все принципы научного познания ( и в первую очередь, принципы наблюдения и доказательства), пытаются слепо верить сами в несуществующую идеальную абстракцию и “обратить в эту веру других!”. Точка зрения, предлагаемая теорией трансцендентального права отвергает такой подход. Ее задача в истинно научном методе познания права с соблюдением всех принципов, выработанных научной мыслью. Истинное знание не может строиться на вере. Поэтому теория метафизического права не пытается придумать что-то свое, не существующее в объективной реальности, но ставит задачу объяснения уже существующих явлений окружающего мира. С таких позиций право становится абсолютной догмой: оно существует независимо от нашей веры в него и представлений о нем, оно никогда и никем не может быть нарушено (так как вне его норм нет экзистенции) и,наконец, не право зависит от человека, а человек от познания и свойств первого.

скачать (RTF-file, 29кб)

Введение
Понятие трансцендентального права
Происхождение и развитие трансцендентального (метафизического) права
Определение права с позиции теории трансцендентального права (ТТП)
“Догма права”: новые горизонты разрешения
Теория трансцендентального права и иные концепции правопонимания
Единая трансцендентальная правовая действительность (ЕТПД)
Экзистенция единой трансцендентальной правовой действительности (ЕТПД)
Трансцендентально-правовой акт (ТПА) как  движущий фактор трансцендентального  права
Трансцендентально-правовая экзистенция (ТПЭ)
“Красная нить” трансцендентально-правовой экзистенции - абсолютное благо
Понятие гармонии в теории трансцендентального права
Принцип  “исключения неправового” как основной постулат теории трансцендентального (метафизического права)
Принцип любви как центростремительный фактор трансцендентального права
Детерминизм как основной признак трансцендентального права
Теория трансцендентального права и современность
Неоматериализм: актуальность и необходимость


© Михаил Филин
Сайт управляется системой uCoz