Теория трансцендентального (метафизического)
права: актуальность и необходимость


     Первая и основная задача правоведения ( и тем более философии права) заключается в определении самого понятия о праве ( из чего в дальнейшем с необходимостью вытекают все характеристики последнего). Пока мы не выясним для себя, что такое право вообще, все наши суждения о правовой действительности будут страдать неясностью и отсутствием определенного научного содержания. На нас тоящий момент, к сожалению, по данной проблеме существует именно такая ситуация: научные круги не придерживаются единого представления о понятии права, так как нет “безгрешных” концентраций,более-менее  непротиворечиво раскрывающих и объясняющих этот вопрос.   Вследствие  этого необходима принципиально новая теория трактовки феномена права, базирующаяся на “рациональных зернах” своих предшественниц и тем самым объясняющая их. Цель таковой теории - синтез абсолютной истины из множества относительных истин.
     По возможности эта концепция должна “впитать” выкристализованные достоинства иных точек зрения и одновременно учесть их слабые места. Современная цивилизация пользуется методом индуктивного познания объективной реальности, что неминуемо ведет к порочной “однобокости” суждений. Это есть своего рода “необходимые издержки” такого метода. Поэтому, чтобы избежать их новая теория должна сочетать в механизме своего познания два равноправных метода: индукцию и дедукцию. Помимо этого такая концентрация должна быть как можно менее идеалистична и ставить перед собой одну задачу - простое описание явлений объективной реальности. Все вышеописанные требования дополняются еще одной проблемой : любой вопрос Бытия человек стремится рассмотреть исключительно со своего положения (своего места) в природе . Взгляд через призму такого рода с необходимостью приводит к неправильному уяснению существующего положения вещей. Об этом предупреждал еще Гераклит Эфессний в своем труде “О Вселенной, о государстве, о богословии”: “Люди разделили мир “не по природе”, в результате все слова человеческого языка - лишь бессмысленные “слоги” природных имен, а весь человеческий язык - это бред сумасшедшего. Человечество живет в неверно дешифрованном мире мнения - доксы: большинство не воспринимает вещи такими, какими встречает их (в опыте), но воображает (фр.3/17). Люди сталкиваются с реальностью лицом к лицу, но не видят ее, так как погружены в собственное сознание. Они присутствуя, отсутствуют (фр.2/34) и видят только собственные “сны”...”. С таким мнением трудно не согласиться. Поэтому новая трактовка права должна взять на себя смелость первоначально отойти от общепринятого представления о феномене права как одного из многих других социальных  регуляторов человеческого общества (вида) и рассмотреть право как понятие метафизического масштаба, тем самым объединяя индуктивный и дедуктивный методы научного познения. Обращение к метафизике,однако, не говорит об идеалистичности предлагаемого направления. Метафизика - это наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Наше современное знание несовершенно не только по причине отсутствия полного познания объективной реальности, но и вследствие нашей вражденной ограниченности. ( Так, например, человек, даже зная о понятиях “вечности” и “бесконечности”, не в силах их себе представить). Следовательно использование метафизики в новой теории вполне оправданно. Но вместе с тем выдвигаемая концепция с необходимостью должна использовать методы диалектики. Опыт совместного использования идеалистических конструкций и диалектических методов известен и по достоинству оценен давно (Гегель). Его “идеализм” был слишком “материалистичен” для многих. Использование этого в философии права и теории государства и права было бы ценным достижением. Развитие же подобных идей и доведение противоборствующих философских доктрин до осознания “золотой середины” приведет ко многим позитивным последствиям во всей мировой философской мысли.  Таким образом, ставится вполне достижимая цель по синтезу таких, казалось бы несовместимых, категорий как метофизика и диалектика, их принципов.
     Руководствуясь всем вышесказанным, представляемую теорию можно назвать концепцией трансцендентального (метафизического) права. Трансцендентальный (от лат.transcendens -  перешагивающий, выходящий за пределы) - термин, обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования. Пристальный взгляд с “надчеловеческих” позиций на,  казалось бы, давно исследованные явления ни в коей мере не означает исключение человека, как субъекта и объекта, а также “человеческого фактора”  как неотъемлемой составной части объективной реальности, а лишь является гарантией по избежанию “наделения” явлений окружающего мира “антропоморфизированными” признаками и  свойствами, как это делалось до недавнего времени. Понятие “трансцендентальный” характеризует высшие и универсальные предметы метафизического познания (единое, истинное, благое и др.). Таким образом право рассматривается как трансценденталия, понятие, обозначающее наиболее универсальные высшие определения бытия. Вследствие этого теория трансцендентального права разделяет точку зрения юридического правопонимания. Вместе с тем, однако, она объясняет и  обосновывает необходимость в настоящее время и легистского подхода, несмотря на то, что последний есть исключительно “порочное” дитя нашей “индустриальной” цивилизации. По-своему интерпретируя доктрину юридического правопонимания (расширяя ее) , концепция метафизического  права заслуженно выявляет слабые места ее современного понимания и толкования. Однако в отличие от идеализма разрабатываемая концепция указывает на тесную связь “высших” планов бытия с низшими, в которых первые отчетливо проявляются. С выдвигаемой позиции, трансцендентами не есть отвлеченные абстракции, но реально ощущаемые (хотя и ограниченно) принципы мироздания. Одновременно с этим теория трансцендентального права не соглашается и с чрезмерно узкой точкой зрения современного материализма. Основой концепции метафизического права является разрабатываемый ею неоматериализм.  Наука и мировой опыт человеческой цивилизации ушли, сделали большой шаг вперед. На основании этого философская база для неоматериализма уже создана. Сущность последнего позволяет примирить крайние взгляды нынешних материалистов и идеалистов, доказав единую природу и “материальность” духа и материи (в современном узком смысле). С этой целью концепция метафизического права использует  и аргументирует свои положения знаниями, содержащими не только в философских науках, но и во всех других. Прежде всего ей помогают избежать “философской” однобокости  достижения и открытия физики, химии, биологии, зоологии, генетики, кибернетики, информатики, всех видов логики, психологии, социологии и т.д. Причем данная концепция не только берет информацию из иных сфер, но и по возможности дает ей свое толкование и систематизацию. Таким образом, теория трансцендентального права позволяет взглянуть на правовой феномен и по-новому, освободившись тем самым от множества ложных стереотипов и предрассудков, укоренившихся в человеческом сознании и препятствующим правильному познанию (как научному, так и обыденному) явлений объективной реальности. Совершается еще один шаг в разрешении проблем философско-правовой мысли, которые, мыслится, не могут быть объяснены в пределах общепринятой юридической догматики, существующей на данном этапе развития социума.

скачать (RTF-file, 32кб)

Понятие трансцендентального права
Происхождение и развитие трансцендентального (метафизического)  права.
Определение права с позиции теории трансцендентального права (ТТП)
“Догма права”: новые горизонты разрешения
Теория трансцендентального права и иные концепции правопонимания
Единая трансцендентальная правовая действительность (ЕТПД)
Экзистенция единой трансцендентальной правовой действительности (ЕТПД)
Трансцендентально-правовой акт (ТПА) как  движущий фактор трансцендентального  права
Трансцендентально-правовая экзистенция (ТПЭ)
“Красная нить” трансцендентально-правовой экзистенции - абсолютное благо
Понятие гармонии в теории трансцендентального права
Принцип  “исключения неправового” как основной постулат теории трансцендентального (метафизического права)
Принцип любви как центростремительный фактор трансцендентального права
Детерминизм как основной признак трансцендентального права
Теория трансцендентального права и современность
Неоматериализм: актуальность и необходимость


© Михаил Филин
Сайт управляется системой uCoz